Помощь в трудной ситуации
К категориям социально незащищённых детей относятся:
Дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети, проживающие в малоимущих семьях.
Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев.
Дети-инвалиды и с особенностями в развитии.
Дети-жертвы насилия.
Факторы социального риска семьи включают:
Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.
Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.
Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями.
Социально-психологические: семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями.
Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители.
Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи.
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновение социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности.
Для выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в детском саду проводят следующие мероприятия:
Ежегодно с началом учебного года проводят работу по выявлению детей из социально неблагополучных семей.
В детском саду составляют социальный паспорт.
Воспитатели изучают категорию семей и изменения, произошедшие за истекший период.
Проводят мониторинг социально-психолого-медицинских проблем.
Проводят игры на знакомство.
На родительских собраниях и лекториях проводят беседы, в ходе которых просят сообщать о негативных изменениях в семьях, о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также о нарушениях прав и интересов ребенка.
Для каждой семьи разрабатывают индивидуальный план, который содержит в себе несколько этапов.